понедельник, 12 января 2015 г.

Гонзо-младенец или мнение о "Ромовом дневнике"


После прочтения данной книги может сложиться впечатление, что она ни о чем  просто ранние эксперименты Томпсона с гонзо направлением, когда повествователь является непосредственным участником события, о котором повествует. Безусловно, в некоторой мере так и есть, но не совсем. Многие герои на самом деле основаны на коллегах по работе Томпсона, когда тот пребывал в Сан-Хуане. Почти всё, кроме закрытия газеты, в которой работает главный герой, является вымыслом. К тому же, автору было 22-23 года, когда он писал книгу, в то время как главному герою  32.

Становится ли от этого книга хуже? Отнюдь. Да, это роман, напоминающий вырванную часть из дневника вечно молодого и вечного пьяного журналюги, который уже "перевалил через гребень" и который считает себя слишком старым для того, чтобы "заводить могущественных врагов". То бишь, которому не терпится попробовать осесть где-то, для чего он и прилетает в Пуэрто-Рико.

Теперь по поводу первого предложения данной рецензии, а именно слов "может сложиться впечатление, что она ни о чем". Это на самом деле так. Просто как и любая хорошая книга, "Ромовый дневник" не излагает главной своей идеи в самом конце (или где-нибудь ещё), как в школьном сочинении. Да и не содержит она какой-либо одной главной мысли. Их много, и они постоянно разбросаны на протяжении всей книги. Проблема индустриализации, буржуазного общества, загрязнения окружающей среды, размышления о различных периодах жизни человека, об амбициях, мечтах. О вредных привычках и их частично невредном влиянии на отношения людей. Об отчаянии, надежде... особенно о надежде. Эта тема подымается в каждой главе в разных формах и ипостасях, и подсознательно "тычет" читателя мыслью о том, что надеяться можно и нужно, даже когда все плохо, даже когда все хорошо.

Больше всего мне понравился мысленный монолог главного героя, в котором в полной мере раскрываются его политическая, журналистская проницательность, познания человеческой души и богатый опыт обращения с нею. Герой умен, по крайней мере, он достаточно умен для того, чтобы понимать истинное положение вещей в том новом, "диком" мире, куда ему довелось попасть. Как ни странно, это не оберегает его от неприятных, а порой и смертельно опасных ситуаций. Извечная истинна: наличие ума не гарантирует того, что человек поступит по-умному. В этом плане Томпсон полностью солидарен с Львом Толстым и Достоевским, которые всю жизнь "агитировали"чувства и поступки, которые из-за них совершаются, порой очень далеки от рациональности. Это не плохо и не хорошо. Это  реальность.


"Ромовый дневник"  это постмодернизм во всей красе. Симбиоз романтизма, реализма и кучи других "-изма". По ходу повествования персонажи (в том числе и сам Пол Кемп) представляются в разных ситуациях и положениях, которые помогут понять, что люди не бывают только плохими или только хорошими. По крайней мере, даже о главном герое у меня сложилось двоякое впечатление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий