После прочтения данной книги может
сложиться впечатление, что она ни о чем – просто ранние эксперименты Томпсона с
гонзо направлением, когда повествователь является непосредственным участником
события, о котором повествует. Безусловно, в некоторой мере так и есть, но не
совсем. Многие герои на самом деле основаны на коллегах по работе Томпсона,
когда тот пребывал в Сан-Хуане. Почти всё, кроме закрытия газеты, в которой
работает главный герой, является вымыслом. К тому же, автору было 22-23 года,
когда он писал книгу, в то время как главному герою – 32.
Становится ли от этого книга хуже? Отнюдь.
Да, это роман, напоминающий вырванную часть из дневника вечно молодого и
вечного пьяного журналюги, который уже "перевалил через гребень" и
который считает себя слишком старым для того, чтобы "заводить могущественных
врагов". То бишь, которому не терпится попробовать осесть где-то, для
чего он и прилетает в Пуэрто-Рико.
Теперь по поводу первого предложения
данной рецензии, а именно слов "может сложиться впечатление, что она ни о
чем". Это на самом деле так. Просто как и любая хорошая книга,
"Ромовый дневник" не излагает главной своей идеи в самом конце (или
где-нибудь ещё), как в школьном сочинении. Да и не содержит она какой-либо
одной главной мысли. Их много, и они постоянно разбросаны на протяжении всей
книги. Проблема индустриализации, буржуазного общества, загрязнения окружающей
среды, размышления о различных периодах жизни человека, об амбициях, мечтах. О
вредных привычках и их частично невредном влиянии на отношения людей. Об
отчаянии, надежде... особенно о надежде. Эта тема подымается в каждой главе в
разных формах и ипостасях, и подсознательно "тычет" читателя мыслью о
том, что надеяться можно и нужно, даже когда все плохо, даже когда все хорошо.
Больше всего мне понравился мысленный
монолог главного героя, в котором в полной мере раскрываются его политическая,
журналистская проницательность, познания человеческой души и богатый опыт
обращения с нею. Герой умен, по крайней мере, он достаточно умен для того,
чтобы понимать истинное положение вещей в том новом, "диком" мире,
куда ему довелось попасть. Как ни странно, это не оберегает его от неприятных,
а порой и смертельно опасных ситуаций. Извечная истинна: наличие ума не
гарантирует того, что человек поступит по-умному. В этом плане Томпсон
полностью солидарен с Львом Толстым и Достоевским, которые всю жизнь "агитировали": чувства и поступки, которые из-за них
совершаются, порой очень далеки от рациональности. Это не плохо и не хорошо.
Это – реальность.
"Ромовый дневник" – это постмодернизм во всей красе. Симбиоз
романтизма, реализма и кучи других "-изма". По ходу повествования
персонажи (в том числе и сам Пол Кемп) представляются в разных ситуациях и
положениях, которые помогут понять, что люди не бывают только плохими или
только хорошими. По крайней мере, даже о главном герое у меня сложилось двоякое
впечатление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий