Не буду юлить, причиной,
которая побудила меня написать статью на эту тему, стало недавнее происшествие
во Франции. Событие это стало катализатором многочисленных споров во Всемирной
паутине, и основным предметом дискуссии, среди прочего, стал юмор, его роль в
обществе и правомерность его использования в тех или иных ситуациях. Основные
сведения, которые приведены в этой статье, взяты из диссертации на соискание ученой
степени кандидата психологических наук Стефаненко Е.А. «Психологические
особенности гелотофобии (страха насмешки) при шизофрении и аффективных
расстройствах», а точнее, из первой главы, где даны исчерпывающие данные об
истории изучения, функциях и видах юмора. С данной работой вы можете
ознакомиться тут: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/stefanenko/stefanenko_diss.pdf.
В основном смех
рассматривается, как нечто положительное, способное поднять настроение как
себе, так и окружающим. Однако на деле, смех – намного более сложное явление,
чем мы привыкли думать. Смех может не только быть излишним или несвоевременным,
может быть агрессивным и враждебным, он также может причинить боль или нанести серьёзную
травму. Большой вклад в изучение юмора внес (угадай кто) Зигмунд Фрейд, как
всегда связав это явление (угадай с чем) с подавленными сексуальными желаниями
и остальным набором унизительных характеристик, которые Фрейд обычно приписывал
людям. Казалось бы, классический Фрейд. Многие его выводы о чувстве юмора в
современной науке считаются очень далекими от совершенства, однако кое-какой его
тезис все-таки заслуживает внимания.
«Цель смеха в том, чтобы
избавиться от лишней нервной энергии». Когда накопившаяся в организме энергия
больше не нужна, можно от нее освободиться, например, с помощью смеха. С точки
зрения Фрейда есть три категории, связанные со смехом и одна из них – это
остроумие, или шутки (Мартин, 2009; Freud, 1926). Шутки используются с целью
высвобождения неосознанных агрессивных и сексуальных побуждений, которые обычно
подавляются.
Все это, конечно, следствие
многочисленных общественных норм и порядков, которые навязываются нам с раннего
детства. Наверняка и ты, читатель, и твое сознание с самых пеленок было
подвержено разного рода «цензуре» и «границам». Ты, читатель, наверняка в
детстве не раз задумывался о том, какие, например, негры смешные, или о том,
какие противоречивые и непонятные бывают девочки, или о том, как странно
одеваются представители других культур и национальностей. Тебе, мелкому
говнецу, так и норовило сделать замечание всему и вся, однако же после n-ого количества раз, когда ты получал ремня от папки
за оскорбление остальных, ты понял, что высказывать свое мнение нужно всегда
осторожно. Со временем, все эти мысли переместились из зоны сознательного в
зону бессознательного, но это не значит, что они тебя оставили. Отсюда и многочисленные
расистские, сексистские и нацистские «невинные» шутки, которыми ты пользуешься
время от времени «просто так». На самом деле, твое «просто так» – это
обыкновенная попытка высвободиться от неосознанных агрессивных и сексуальных
побуждений, которые обычно подавляются. Так-то. А вы над Фрейдом смеетесь…
Кстати, явление, когда ты (ну
и я, чего греха таить) над чем-то или кем-то смеешься, исследователями юмора изучается
в рамках так называемой теории превосходства. Уже из названия понятно, что
согласно этой теории, в «смешной» (смотря для кого) ситуации всегда
присутствуют как минимум двое: субъект, который шутит, и объект, над которым
шутят. Какой юмор не возьми, ты всегда найдешь субъект и объект. Однако же не
понятно: неужели каждый раз, когда вы пытаетесь провести невинную аллегорию, направленную
на что-то или кого-то, вы пытаетесь доказать свое превосходство над ним? Возьму
пример из собственной жизни.
В одной из последних статей я
употребил примерно такое выражение: «Собственные дети растут очень быстро.
Казалось бы, еще вчера они играли в казаки-разбойники, а сегодня ты уже
навещаешь их в колонии строгого режима». Вполне себе обычный прием в
журналистике и литературе, когда автор «разбавляет» некоторые затянутые или
скучные моменты обыкновенной шуткой. Навряд ли я хотел кого-то обидеть, однако
же этой шутке вряд ли обрадуются люди, чьи дети на самом деле сидят в колониях,
сечете? Я не держал этих людей в голове, когда думал о том, как пошутить. Я не
ставил себе за цель их обидеть, и все же скорее всего именно так все и вышло.
Именно поэтому теория превосходства не раз подвергалась критике. Людям не
свойственно обдумывать, какой эффект в долгосрочной перспективе будет иметь в
обществе то или иное сказанное слово. Нет, никто так не делает, поэтому часто
мы задеваем чувства других, даже если не хотим этого.
Причин, которые побуждают нас
осмеять кого-то, великое множество. Это может быть как эффект воспитания в той
или иной обстановке (родители-расисты, например), так и банальная попытка
защититься. В общем, часто две эти причины переплетаются, и позже я попытаюсь
объяснить почему, а пока хочу поговорить об еще одной интересной функции юмора
– адаптивной.
Чтобы недалеко ходить,
возьмем наше, постсоветское пространство, наполненное непонятно откуда
взявшимися шутками и анекдотами о «чурках», «чукчах» и множестве других ярких
персонажей. Часто ли тебе, читатель, приходилось смеяться над чьей-нибудь
расисткой шуткой только затем, чтобы тебя стали считать «своим»? Нет? А может,
ты просто не до конца честен с собой, дружище? Не воображай, что ты такой один.
Сомневаюсь, что 90% людей на самом деле волнует, какой цвет кожи у человека, но
зато всегда, в любой компании, найдется какой-нибудь пройдоха, который,
наслушавшись росказней своего бати-расиста (который вырос, напомню, в СССР, где
это было нормальным), начинает рассказывать везде и всюду популярные в совковые
годы анекдоты, которые даже ты слышал и не раз. Вот и приходит ненароком в
голову мысль о том, что раз уж твои родители такие, раз уж твои сверстники такие,
то и тебе нужно притворяться быть таким от греха подальше. К несчастью, почти
все 90% примерно к такому выводу и приходят. Это очень плоский и примитивный
пример, но принцип понятен.
Последнее, о чем я хотел бы
упомянуть, это то самое переплетение эффекта воспитания и попытки защититься,
про которые я упоминал выше.
В процессе воспитания человек начинает
ассоциировать себя с той или иной группой людей. Причем, часто даже этих групп
несколько, каждая из которых связана с той или иной общественной сферой:
политика, религия, гражданские движения и т.д. Будучи детьми, мы на веру
принимаем те догмы, которые в нас впихивают родители или окружение, в которой
мы воспитываемся. Оно и понятно, ни опыта, ни мозгов, что еще нам остается?
Однако взрослея, набираясь опыта и мозгов, нам приходит на ум сравнивать себя и
других: «Почему я лучше другого? Почему я думаю так, а он – так? Кто же прав?
Неужели те, кого я люблю, и которые меня вырастили, врут? Нет, конечно, нет. Просто
он, и такие, как он, ошибаются!».
Это и есть эффект воспитания.
К этому выводу приходят почти все, но подсознательно вопросы не заканчиваются. Человек
– существо любопытное. Как бы он не старался, его все равно будут продолжать
терзать мысли о том, кто прав, а кто – нет. Когда же человек решает, что он не
может быть не прав, что не правы другие, тогда-то и появляется банальное
желание защититься. На этой почве и появляются многочисленные политические,
религиозные, расистские и др. шутки, призванные осмеять того, кто «не прав». Плюс
войны и убийства невинных людей, но это уже другая история…
Чувство юмора – это темный
лес, все особенности которого нам навряд ли удастся понять полностью, однако
существует тезис, с которым трудно не согласиться: «Причина для смеха и повод
для смеха – это разные вещи». Поводом для «смешного» может служить все, что
угодно: смешная зверюшка, некрасивая одежда, средний палец (в тяжелых клинических
случаях). Повод всегда исходит из окружения, но не причина. Причина, по которой
мы смеемся (или не смеемся) над чем-то, всегда лежит в нас самих. Это наш
диагноз.
Перед тем, как обидеться на шутку другого человека (или расстрелять
его с АК), подумайте, вы ли настоящая жертва?
Может, это подсознательное человека в очередной раз пытается выйти наружу,
чтобы человек не сошел с ума. Или это попытка человека казаться одним из «своих»,
даже если на самом деле он так не считает. Или попытка защититься от вашего
мировоззрения, ибо сам он воспитывался в кардинально другом окружении.
Подумайте. Прежде чем хвататься за оружие, просто подумайте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий