среда, 14 января 2015 г.

Об юморе



Не буду юлить, причиной, которая побудила меня написать статью на эту тему, стало недавнее происшествие во Франции. Событие это стало катализатором многочисленных споров во Всемирной паутине, и основным предметом дискуссии, среди прочего, стал юмор, его роль в обществе и правомерность его использования в тех или иных ситуациях. Основные сведения, которые приведены в этой статье, взяты из диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Стефаненко Е.А. «Психологические особенности гелотофобии (страха насмешки) при шизофрении и аффективных расстройствах», а точнее, из первой главы, где даны исчерпывающие данные об истории изучения, функциях и видах юмора. С данной работой вы можете ознакомиться тут: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/stefanenko/stefanenko_diss.pdf.

В основном смех рассматривается, как нечто положительное, способное поднять настроение как себе, так и окружающим. Однако на деле, смех – намного более сложное явление, чем мы привыкли думать. Смех может не только быть излишним или несвоевременным, может быть агрессивным и враждебным, он также может причинить боль или нанести серьёзную травму. Большой вклад в изучение юмора внес (угадай кто) Зигмунд Фрейд, как всегда связав это явление (угадай с чем) с подавленными сексуальными желаниями и остальным набором унизительных характеристик, которые Фрейд обычно приписывал людям. Казалось бы, классический Фрейд. Многие его выводы о чувстве юмора в современной науке считаются очень далекими от совершенства, однако кое-какой его тезис все-таки заслуживает внимания.

«Цель смеха в том, чтобы избавиться от лишней нервной энергии». Когда накопившаяся в организме энергия больше не нужна, можно от нее освободиться, например, с помощью смеха. С точки зрения Фрейда есть три категории, связанные со смехом и одна из них – это остроумие, или шутки (Мартин, 2009; Freud, 1926). Шутки используются с целью высвобождения неосознанных агрессивных и сексуальных побуждений, которые обычно подавляются.

Все это, конечно, следствие многочисленных общественных норм и порядков, которые навязываются нам с раннего детства. Наверняка и ты, читатель, и твое сознание с самых пеленок было подвержено разного рода «цензуре» и «границам». Ты, читатель, наверняка в детстве не раз задумывался о том, какие, например, негры смешные, или о том, какие противоречивые и непонятные бывают девочки, или о том, как странно одеваются представители других культур и национальностей. Тебе, мелкому говнецу, так и норовило сделать замечание всему и вся, однако же после n-ого количества раз, когда ты получал ремня от папки за оскорбление остальных, ты понял, что высказывать свое мнение нужно всегда осторожно. Со временем, все эти мысли переместились из зоны сознательного в зону бессознательного, но это не значит, что они тебя оставили. Отсюда и многочисленные расистские, сексистские и нацистские «невинные» шутки, которыми ты пользуешься время от времени «просто так». На самом деле, твое «просто так» – это обыкновенная попытка высвободиться от неосознанных агрессивных и сексуальных побуждений, которые обычно подавляются. Так-то. А вы над Фрейдом смеетесь…



Кстати, явление, когда ты (ну и я, чего греха таить) над чем-то или кем-то смеешься, исследователями юмора изучается в рамках так называемой теории превосходства. Уже из названия понятно, что согласно этой теории, в «смешной» (смотря для кого) ситуации всегда присутствуют как минимум двое: субъект, который шутит, и объект, над которым шутят. Какой юмор не возьми, ты всегда найдешь субъект и объект. Однако же не понятно: неужели каждый раз, когда вы пытаетесь провести невинную аллегорию, направленную на что-то или кого-то, вы пытаетесь доказать свое превосходство над ним? Возьму пример из собственной жизни.

В одной из последних статей я употребил примерно такое выражение: «Собственные дети растут очень быстро. Казалось бы, еще вчера они играли в казаки-разбойники, а сегодня ты уже навещаешь их в колонии строгого режима». Вполне себе обычный прием в журналистике и литературе, когда автор «разбавляет» некоторые затянутые или скучные моменты обыкновенной шуткой. Навряд ли я хотел кого-то обидеть, однако же этой шутке вряд ли обрадуются люди, чьи дети на самом деле сидят в колониях, сечете? Я не держал этих людей в голове, когда думал о том, как пошутить. Я не ставил себе за цель их обидеть, и все же скорее всего именно так все и вышло. Именно поэтому теория превосходства не раз подвергалась критике. Людям не свойственно обдумывать, какой эффект в долгосрочной перспективе будет иметь в обществе то или иное сказанное слово. Нет, никто так не делает, поэтому часто мы задеваем чувства других, даже если не хотим этого.



Причин, которые побуждают нас осмеять кого-то, великое множество. Это может быть как эффект воспитания в той или иной обстановке (родители-расисты, например), так и банальная попытка защититься. В общем, часто две эти причины переплетаются, и позже я попытаюсь объяснить почему, а пока хочу поговорить об еще одной интересной функции юмора – адаптивной.

Чтобы недалеко ходить, возьмем наше, постсоветское пространство, наполненное непонятно откуда взявшимися шутками и анекдотами о «чурках», «чукчах» и множестве других ярких персонажей. Часто ли тебе, читатель, приходилось смеяться над чьей-нибудь расисткой шуткой только затем, чтобы тебя стали считать «своим»? Нет? А может, ты просто не до конца честен с собой, дружище? Не воображай, что ты такой один. Сомневаюсь, что 90% людей на самом деле волнует, какой цвет кожи у человека, но зато всегда, в любой компании, найдется какой-нибудь пройдоха, который, наслушавшись росказней своего бати-расиста (который вырос, напомню, в СССР, где это было нормальным), начинает рассказывать везде и всюду популярные в совковые годы анекдоты, которые даже ты слышал и не раз. Вот и приходит ненароком в голову мысль о том, что раз уж твои родители такие, раз уж твои сверстники такие, то и тебе нужно притворяться быть таким от греха подальше. К несчастью, почти все 90% примерно к такому выводу и приходят. Это очень плоский и примитивный пример, но принцип понятен.

Последнее, о чем я хотел бы упомянуть, это то самое переплетение эффекта воспитания и попытки защититься, про которые я упоминал выше. 

В процессе воспитания человек начинает ассоциировать себя с той или иной группой людей. Причем, часто даже этих групп несколько, каждая из которых связана с той или иной общественной сферой: политика, религия, гражданские движения и т.д. Будучи детьми, мы на веру принимаем те догмы, которые в нас впихивают родители или окружение, в которой мы воспитываемся. Оно и понятно, ни опыта, ни мозгов, что еще нам остается? Однако взрослея, набираясь опыта и мозгов, нам приходит на ум сравнивать себя и других: «Почему я лучше другого? Почему я думаю так, а он – так? Кто же прав? Неужели те, кого я люблю, и которые меня вырастили, врут? Нет, конечно, нет. Просто он, и такие, как он, ошибаются!».

Это и есть эффект воспитания. К этому выводу приходят почти все, но подсознательно вопросы не заканчиваются. Человек – существо любопытное. Как бы он не старался, его все равно будут продолжать терзать мысли о том, кто прав, а кто – нет. Когда же человек решает, что он не может быть не прав, что не правы другие, тогда-то и появляется банальное желание защититься. На этой почве и появляются многочисленные политические, религиозные, расистские и др. шутки, призванные осмеять того, кто «не прав». Плюс войны и убийства невинных людей, но это уже другая история…  


Чувство юмора – это темный лес, все особенности которого нам навряд ли удастся понять полностью, однако существует тезис, с которым трудно не согласиться: «Причина для смеха и повод для смеха – это разные вещи». Поводом для «смешного» может служить все, что угодно: смешная зверюшка, некрасивая одежда, средний палец (в тяжелых клинических случаях). Повод всегда исходит из окружения, но не причина. Причина, по которой мы смеемся (или не смеемся) над чем-то, всегда лежит в нас самих. Это наш диагноз. 

Перед тем, как обидеться на шутку другого человека (или расстрелять его с АК), подумайте, вы ли настоящая жертва? Может, это подсознательное человека в очередной раз пытается выйти наружу, чтобы человек не сошел с ума. Или это попытка человека казаться одним из «своих», даже если на самом деле он так не считает. Или попытка защититься от вашего мировоззрения, ибо сам он воспитывался в кардинально другом окружении. Подумайте. Прежде чем хвататься за оружие, просто подумайте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий